Известный афоризм, приписываемый французскому литератору Жаку Пеше, гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». В этом выражении отражена вся суть науки о прошлом – истории. Мы учим историю, чтобы брать из неё уроки и не повторять ошибок предков. А фундаментальные основы любого рода деятельности были заложены в прошлом, так что знание истоков только поможет вам преуспеть в вашем деле.
В этой статье мы разберём, когда были заложены основы формирования event-индустрии, что можно считать первыми мероприятиями и как они менялись на протяжении веков.
Древние ритуалы
Первыми в истории мероприятиями можно считать древние общественные и религиозные обрядовые действа: жертвоприношения, выборы вождя, посвящение в воины, языческие праздники. Они обладали массовостью, периодичностью и торжественностью. Однако, стоит разделять существующие понятия, значения которых люди часто приравнивают к одному.
Обычай – это стереотипный способ поведения, привычный для определённой общественной группы и наследуемый потомками членов этого общества.
Обряд – это совокупность установленных обычаев, имеющих отношение к религиозному представлению или традициям.
Ритуал – это форма поведения, установленный порядок церемонии обрядового действа.
Например, мы унаследовали от наших восточнославянских предков обычай празднования Масленицы. Масленица включает в себя определённые обрядовые действа – символические проводы уходящей зимы и встречу весны. Как часть ритуала – сжигание чучела зимы.
С течением времени подход к организации подобных мероприятий менялся вместе с обликом человечества. Праздники становились сложнее и масштабнее – это и коронации, собирающие многотысячные толпы, и триумфальные шествия в честь взятия городов, и такие общегородские и национальные праздники как день города или день независимости.
С развитием рыночных капиталистических отношений стало понятно, что праздники – это источник прибыли и отличный способ для коммерческого продвижения.
Праздник как наука
Понятие корпоративного праздника в сегодняшнем виде стало формироваться в развивающихся капиталистических странах Европы и Америки в XIX-XX веке.
Бизнес предполагает под собой конкурентную среду, а победа над конкурентами зависит от объёмов производства и качества продукции. Для того чтобы повысить производительность предприятия, собственники всё больше внимания уделяли улучшению условий труда рабочих, так как количество полученной прибыли напрямую зависит от качества труда. Поэтому потребность в поднятии мотивации сотрудников и поддержании дружественной атмосферы в коллективе привели к формированию корпоративной культуры в организациях, а вместе с ней – к появлению корпоративов.
Сейчас корпоративный праздник – это один из неотъемлемых этапов командообразования (от англ. Team building) – важного события в жизни бизнес-структуры.
Деятельность по организации мероприятий и их управлению называется ивент-менеджментом (от англ. event management).
Долгое время организация мероприятий как форма деятельности была составной частью разных отраслей экономики, а работа по организации возлагалась на отделы продаж или профсоюзы. Теперь же в event-сфере появились профессиональные ассоциации и специализированная литература.
Например, книга «Special Event» – культовое произведение в области организации мероприятий, автор которой Джо Голдблатт, один из основателей Международной ассоциации профессиональных организаторов мероприятий ISES.
Ивент-менеджменту в разных его проявлениях стали учить в вузах, и теперь любой может получить высшее образование и стать профессиональным организатором событий. Сформировалась полноценная индустрия и отрасль экономики.
А что в России?
История развития event-индустрии в нашей стране протекала со своими особенностями, и её нужно рассматривать в призме исторического контекста. Языческие обычаи древних славян с приходом на Русь христианства сменились религиозными церковными праздниками. Многие из обычаев того времени сохраняются и до сих пор, что в науке называют двоеверием – Масленица и Ивана Купала, вера в приметы, домовых и другие подобные вещи, с которыми мы сталкиваемся на бытовом уровне.
Значительные изменения в перечень государственных праздников внесли реформы Петра I. Раньше все общенародные праздники были религиозными. Пётр ввёл празднование нового года, приближенное к европейскому образцу, государственные военные праздники. Распространение получили фейерверки, маскарады и театры с балаганами. Особая роль отводилась ассамблеям – прообразу дворянского бала, впоследствии прочно укрепившимся в русской культуре.
Тем не менее, понятия «корпоратив» ещё не существовало. Такие мероприятия при индустриализации и развитии рабочего движения не были направлены на рабочий класс. Энергия и знания рабочих не были верным образом использованы собственниками, и возникли революционные общества. Рабочие осознали, что собственник смотрит на них как на бездушные механизмы, потому что мало кто заботился о мотивации своих сотрудников и корпоративной культуре. Всё это только подливало масла в огонь разгорающейся революции.
Корпоративный праздник в Советском Союзе на первых порах имел сильнейшую политическую окраску, но вскоре приобрёл более привычный для нас вид: официальная часть – выступления профессиональных артистов или художественная самодеятельность – банкет.
После распада СССР был взят курс на запад. Взяв лучшие технологии и накопленный опыт из-за океана и соединив его с отечественными традициями, российская event-индустрия начала своё формирование и продолжает развиваться и по сей день.
В светлое будущее!
Сегодня весь мир переживает тяжёлые времена, и двигаясь в любой отрасли, нужно уметь анализировать и учитывать неминуемость политических и экономических потрясений. Но любой кризис даст старт появлению новых технологий, в какой-то мере создаваемых и для борьбы с ним. Event-отрасль, если и претерпит изменения, то точно не исчезнет – праздники были, есть и будут всегда.
История не даст соврать, что для того, чтобы пережить смутное время – необходимо единство. Объединение российского event-сообщества может помочь рынку справиться с последствиями экономического кризиса.
А если цель Bellty – объединить всех участников event-индустрии, то можно ли говорить о том, что Bellty – это спасательный круг? Вопрос сложный, но попробовать стоит. Ну а пока что – улыбаемся и машем!
1 комментарий к записи “История мероприятий: от древних обрядов до формирования индустрии”
Зонов Алексей
1 год назадОчень интересная статья